воскресенье, 25 сентября 2016 г.

GOATPSALM. Пара слов о часовой литании природной тьме, сплетенной из дум-метала и кой-чего иного. И не только...





GOATPSALM - команда из Руси, посвятившая себя тьме, мистицизму и поклонению злу, выпустила в этом году свой уже третий полноформат. Этот (как и предыдущий) вышел на английском лейбле, специализирующемся на фюнерал думе, дэт-думе и профильным делам. Однако у GOATPSALM есть еще один сумеречный тег, который немало трансформирует ее творчество в истинно подземные андеграундные и макабрические дела. Это эмбиент.
На буклете диска указаны четыре исполнителя, которые приложили немало усилий, чтобы этот диск приобрел по-настоящему зрелое эзотерическое сияние. 
Потому сегодня поговорим, зададим кое-какие вопросы одному из участников формирования –сегодня с нами Михаил «Vaarwel» Савельев.

Приветствую!
Вопрос первый, конечно, неожиданный. =) Во скольких группах ты играешь? И на каких инструментах? Мультиинструменталисты среди наших музыкантов далеко не редкость.

Здоровенько. На данный момент число проектов и групп, в которых я занят, формально равно четырем, хотя в скором времени это число увеличится:
- прежде всего, мой основной проект FrozenOcean, где я ответствен за все, от вокалов, гитары, баса и мандолины до электроники и самых разнообразных инструментов, о которых речь пойдет ниже;
- собственно, занятость в Goatpsalm, где на мне вокалы, гитары и те же самые этнические инструменты;
- обязанности гитариста в московской brutalgoregrind группе SmotheredBowels;
- наконец, последнее, но от этого не менее важное – участие в проекте Поцелуй Бомжа, где никаких рамок и ограничений для меня и моих коллег просто нет. Там я записываю все инструменты, кроме баса. Зарубежный приятель в рецензии назвал эту музыку «упражнением в безумии», и это очень хорошее описание.

Из-за травмированных суставов мне тяжело играть на барабанах, так бы и на них играл тоже.
В целом, в моем распоряжении больше тридцати различных музыкальных инструментов, в том числе редких и сравнительно экзотических. На каких-то я играю уверенно, на каких-то не очень, какие-то еще не получилось освоить. Все впереди




Что для тебя твоя музыка? Потребность в самовыражении? Сброс негатива (или позитива)? Что-то еще?

Все вышеперечисленное и многое другое. Я сочиняю потому, что могу и хочу, и наоборот, это система с положительной обратной связью. Удовлетворение приносят как процесс, так и результат, и плоды восприятия этого результата, и его онтологический, что ли, статус – каждый выпущенный альбом, по сути, занимает пусть даже маленькое, темное и пыльное, но место в мировой истории музыки.

Но сегодня поговорим о вашей группе Goatpsalm, которая подвизается на ниве мрачного эмбиент дума. Расскажи вкратце о истории группы, и трех альбомах, которые вы выпустили уже. Как вы вышли на ту английскую контору — лейбл Aesthetic Death?

Прежде всего, я относительно новый для Goatpsalm участник, поскольку вошел в постоянный состав лишь на третьем альбоме, до этого поучаствовав как гость на втором из них. Проект был образован в 2011 году тремя уже зарекомендовавшими себя деятелями черного андеграунда: H. (Sickrites, ex-Karna), Sadist (SS18, MisanthropicArt, Lashblood, ex-BaalZebuth) и Morkh (Sickrites, Abyssfire, ex-Izakaron). После второго альбома Morkh проект покинул, а пришли я и барабанщик Kim (Sickrites, BalanceInterruption, ex-Jinjer и множество других групп).

Первый альбом «SonicDesterilizationOfLight» был попыткой сочинить что-то близкое по духу и отчасти по форме первым двум альбомам Abruptum – черный, хаотичный нойз на металлической основе с дьяволопоклонническим бэкграундом. Собственно, оттуда и пошло название Goatpsalm. Диск вышел, после многочисленных задержек и переносов, на ныне не функционирующем AssavltRex в 2012 году.

Второй альбом, «ErsetLaTari» - «Земля, откуда не возвращаются» c шумерского – получился значительно более структурированным, оформленным в стиле, который можно назвать blackindustrial: сочетание размеренных шумовых ритмов, нойзовых текстур и металлической, гитарной компоненты. Он был посвящен темным участкам шумерской мифологии; именно на нем я впервые присоединился к Goatpsalm, записав, тогда еще как гость, некоторые духовые и струнные этнические инструменты
Материал «ErsetLaTari» был предложен многим лейблам, но неожиданно для участников проекта очень живо на него откликнулся Стю, владелец британского лейбла AestheticDeathRecords. Альбом был издан там в том же 2012 году.


«Downstream» же, третий и на данный момент последний альбом проекта, во многом стал ключевой точкой для него. Во-первых, изменения в составе, во-вторых, (во многом обусловленное ими) изменение основной стилистики с шумовой музыки на металлическую, в третьих, глобальность и целостность замысла, ставшая определенно чем-то новым для нас. В результате после двух напряженных лет работы мы создали эту часовую литанию природной тьме, сплетенную из дум-метала, темного эмбиента и сведенной до базовых элементов эстетики музыки народов Крайнего Севера.



Ваш стиль музицирования очень своеобычный, как в целом, так и в частности. Много расслушивая такой музыки, заметил, что вы напрямую ни на кого не опираетесь. Это очень важно для оригинального музыканта. Но все же какие группы вы уважаете, какие коллективы или проекты оказали на вас определенное влияние?
Это результат изрядных усилий, потраченных именно на то, чтобы иметь свое лицо (в музыкальном аспекте, конечно же). В нынешние времена перенасыщенность любой сцены просто зашкаливает; тем ценнее группы и проекты, которые имеют самобытность или оригинальность именно в отношении звучания. Речь не идет о концепте, поскольку у каждого второго проекта наверняка за душой трехтомный талмуд со всеми тонкостями мыслей, стоящих за ним – как раз вспоминается пример никчемного говнюка из Liturgy, который даже защитил диссертацию по философии на тему выдуманного им термина transcendentalblackmetal.

Если говорить обо мне, при сочинении материала к этому альбому меня вдохновляли самые разные источники: от старых фьюнерал думовых групп вроде Unholy и швейцарского Mordor до психоделических фолк-коллективов SpiresThatInTheSunsetRise и Leakh, а также микрохроматический блэк метал проекта JuteGyte. Но это все было лишь субстратом, вечной мерзлотой, на которой проросли цветы Нижнего Мира.

Был ли проведен при написании альбома черный ритуал? Вероятно, ответ положительный. Мало того, что 1. в буклете GOATPSALM размещена оккультная символика, которая хорошо «светится» на полевом уровне, так 2. с музыкальных данных четко несет темной магией и волшбой. Уверен, что это все повлияло на доставку диска (без шуток), ибо ко мне пришло бумажное извещение о посылке из того отделения почты, где ранее вообще отрицали использование извещений в эпоху трекеров.

В самом деле, расскажи, если это возможно, есть ли какая-то подготовка к написанию музыки, кроме музыкальной — медитация или ритуалы? Некоторые блэкари, например, рассказывают о том, что гуляют по лесу, набираются форест энергетики.

Целенаправленно – нет, такой подготовки я не провожу, и коллеги, насколько известно, тоже. Однако сесть в удобное положение, успокоить мысли, очистить сознание бывает очень полезным – как часто на записи срывается палец со струны из-за того, что внезапно дурная голова подумала о чем-нибудь срочном, неприятном или ненужном?
Набираться же энергетики, по-моему, необходимо тем, кто недостаточно сильно надеется на собственное воображение.

Есть ли у вас в группе люди, которые увлекаются оккультизмом? Каково направление воздействия тех символов, что опубликованы на диске? 

Мне о таких людях не известно, что, конечно, совершенно не говорит, что их нет.
Символы в буклете диска стилизованы под петроглифы – наскальные изображения, памятники культуры народов Севера, которые можно встретить в местах, где они жили всю жизнь. Они иллюстрируют образы или действия, описанные в текстах песен, и не несут никакого оккультного подтекста – лишь, отчасти, мифологический.

Вообще мне кажется, что на этом диске утрамбован эмбиент-блак-дум, подстиль, редко встречающийся, нечасто исполняющийся, НО всегда имеющий армию поклонников, истово верующих, что музыка это путь … туДА. Включаем компакт. Вывод 1. Иногда присущее этому произведению идейное муЗЛО мутирует в более эмбиентное, Иногда включаются микроиндустриальные технологии, но тут же качает фюнеральная волна, которая колышет неопытного слушателя до состояния рвоты. 

Каково твое отношение к эмбиентному направлению в металле? Какие состояния может описывать этот звукоряд? Можно ли приоткрыть секрет создания эмбиентного произведения, ведь здесь зачастую отсутствуют схемы и шаблоны, по которым во многом создаются «обыкновенные песни»?

Отношение мое самое положительное, как и вообще к синергии металла с «неметаллическими стилями». Лишь творческая свобода от стилистических рамок, зачастую навязываемых всем подряд, от сцены и слушателей до собственного образа мышления, позволит создателю полностью воплотить свой замысел в реальность. Пост-индустриальная же и шумовая музыка, и эмбиент, как ее отдельный подстиль, предоставляют композиторам прямо в руки целый спектр приемов и методов создания практически любого состояния, начиная с эмоционального (кто не согласен, бегом слушать композицию «DistrictDelta» проекта Cisfinitum) и заканчивая визуализацией, при достаточно развитом воображении у слушателя. Пренебрегать таким инструментарием мне кажется неразумным; и я уверен ему может найтись уместное применение даже в хэви-метал песне про хэви-метал.

В рамках FrozenOcean я сочинил изрядное количество как чистого эмбиента, так и его гибрида с металлической музыкой. И, честно говоря, принципиальной разницы между созданием композиций в разных стилях я не видел. Самое главное – четко представлять себе то, чего необходимо добиться в конечном итоге и затем постепенно понять, какими средствами можно этого добиться. Нельзя забывать, что все стили, тэги и клише – это абстракция, результат индуктивного логического действия, и они ничего не значат сами по себе, и нельзя позволять этой абстракции управлять процессом создания песен. Управлять процессом должен автор.

Заметная органичность в этом плане музыки Goatpsalm и отсутствие четких границ между стилистиками как раз и обусловлены таким подходом. Композиции не были результатом скрещивания или сочетания стилей, но изначально сочинялись такими, какие они есть, без искусственно введенных ограничений или аргументации типа «а вот тут надо добавить металла побольше, а то как-то не то». Вступление к песне «TheWaylayer» представляет собой шестиминутное шаманское камлание, с речитативом, бубном и варганом, и у коллеги-автора даже в мыслях не было делать его покороче – все так, как и должно быть.

Если и есть какая-то принципиальная разница, то она может лежать в области технических различий, неизбежно присутствующих между записью электронной и металлической музыки. Но и все.

Вывод 2. В который раз я тянусь к буклету GOATPSALM, чтобы посмотреть, кто это включает бликующие клавишные, кто манипулирует кой-какими этническими инструментиками (дозировано, соратники, дозировано — для меня это важно, не знаю, как для вас). Обо всем предупреждаю, ибо вам придется здесь общаться с артом, с которым вы, может быть, никогда и не сталкивались. 


Что за инструментарий был использован для создания альбома, кроме обыкновенного металлического? Кто им оперировал, были ли там на самом деле фолковые инструменты?

Конечно же, были. Аутентичность очень важна, и важна в первую очередь для нас самих; ведь слушатель может и не почувствовать разницу между сверхразвитыми в нынешние времена VST/ромплерами и настоящими инструментами. Поэтому мы просто обязаны были попытаться обеспечить ее на максимально возможном для нас уровне.

На этнических инструментах на записи играли два человека – я и H. Я записывал глиняные флейты, каковых в моей коллекции несколько, от обычных окарин до здоровенной неудобной уродливой конструкции с низким звуком; и саншин – народный инструмент музыки островов Рюкю, отдаленно напоминающий небольшую безладовую трехструнную домру с резонатором из змеиной кожи. Именно его резкий, тренькающий звук можно услышать, например, в основе композиции «TheWhiteSea».
H. же записал все замечательные, пробирающие до самых костей партии варгана (насколько я знаю, в его распоряжении находится доромб – венгерский вариант варгана, тяжелый и низкий по звучанию) и глиняных колокольчиков.

Вывод 3. Да, стилистически это - (местами) фюнерал, об этом извещает особая мантра гитарного давления, и применение струнных, как по-настоящему прессующего начала. Но замечу, что фюнерализм здесь далеко не традиционный и не напускной, использующий набор фишек и приемов грандов. Музыканты GOATPSALM сделали шаг в сторону и обосновались на собственном острове в болоте медленного колдовского звука. И фюнерализм здесь особенный — ритуальное северное обращение к наследию предков. Нордическая составляющая здесь мрачно кипит в специальных точках каждого трака, заминирована в дальних и ближних звуковых слоях.


Твое отношение к фюнерал думу и фюнерал блэку? Твои почитаемые команды в этих стилях? 

Прежде всего, не знаю что такое фьюнерал блэк. Если имеется в виду музыка, подобная Nortt, ElysianBlaze и FuneralMourning, то она хороша, ее я уважаю весьма.

Что до фьюнерал дума, то это, безусловно, изрядно почитаемый мной стиль, который я слушаю и приобретаю на носителях. Из почитаемых групп легко можно назвать Esoteric, Skepticism, Unholy, Catacombs, Hyponic, Evoken и наш московский AbstractSpirit.

Часто ли вы выступаете на концертах как группа Goatpsalm?

Никогда. Всех участников разделяют сотни километров, а в одном случае еще и государственная граница.

Если бы перед тобой поставили выбор играть только в думе или только в дэте, что бы ты выбрал? Почему?

Я бы не стал выбирать. Зачем?

Когда нам ждать нового материала от Goatpsalm, что на нем изменится и в какую сторону?

Сразу две новых работы находятся в разной степени готовности. Изменится все, кроме медленной металлической музыки, лежащей в основе стилистики; атрибутика, звук, инструментарий, подход – все может измениться весьма значительно. Goatpsalm придерживается альбомной парадигмы, предлагая слушателю материал по схеме «один альбом – один концепт», поэтому новые работы будут посвящены другим вещам и не станут развивать однажды рассказанные истории. А новые истории нужно и рассказывать по-новому.
Один из будущих дисков будет связан с культурой Индостана, а вот каким образом – пусть будет наша тайна.

Особое впечатление нагнетает какой-то дальний чистый вокал не известного происхождения, прописанный в некоторых дорожках, это - литания темным ипостасям местных богов.
Да уж, струнные порадуют на этом компакте, их широта и разная специализация доставят немало экстаза любителям эпического и одновременно злобного звучания. Really трудно даже приблизительно охватить их явленные формы, включая и акустические пробросы, и трагедийные лязгающие облака, а между ними — темная прорва... Во всяком случае, нужно быть готовым, что исполнители GOATPSALM закидают вас саундом бестиального хоррора, холодом предрассветного бриза, тектоникой движения в том же гигантском болоте невидимых монструозных тварей, от которых мурашки по всему телу.


Твое отношение к фильмам ужасов? Какие, по твоему мнению, более удачны? Не посоветуешь чего-нибудь к просмотру?

Всецело благоприятное, смотрю их постоянно и с огромным удовольствием, предпочитая их остальным жанрам кинематографа наравне с триллерами.

Если кто не смотрел фильмы студии Necrostorm, самое время причаститься. Особая фишка этих итальянских ребят, помимо тщательного отношения к сценариям и концептам своих фильов – собственный подход к хоррор-спецэффектам, делающим их кино ни на что не похожим и чрезвычайно брутальным.



Что читал из последнего? В каком формате? Бумага? Электронный формат? Твое отношение к Лавкрафту?


Перечитывал «Введение в математическую философию» Бертрана Рассела.
Бумага, электронный формат – мне без разницы, честно говоря, я читаю и с того, и с другого с одинаковым удовольствием.
Говард Лавкрафт, безусловно, фигура, опередившая свое время лет этак на семьдесят, и в историю литературы он себя вписал аршинными, сочащимися ихором и пахнущими ночными кошмарами буквами. Причем созданные им миры, сущности и мифологии настолько продуманы, что лично у меня, например, не поднимаются рука и мозги сочинять по его произведениям музыку – я не смогу рассказать в ней ничего такого, чего бы уже не было в его прозе и стихах. Потому даже и не пытаюсь
Карл Густав Юнг в своей «Красной книге» пишет: «Путешествие в Ад означает самому стать Адом. ….Путь только визуально чист, пустыня только визуально пуста. Она кажется населена волшебными существами, которые смертельно прикрепляются ко мне и дьявольски изменяют мою форму. Я очевидно принял полностью монстрообразную форму, в которой я больше не могу узнать себя. Мне кажется, что я стал чудовищным животным, ради которого я поменял свою человечность. Этот путь окружен злодейской магией, невидимые петли были наброшены на меня и я был пойман в ловушку." Такая большая цитата дана к тому, чтобы задать простой вопрос. Как изменяется творческий человек, который исследует темные стороны бытия? Изживает ли он в себе «черноту» или наоборот культивирует? Как считаешь?

Ага, цитата сродни той затасканной про бездну, что всматривается в тебя. Я считаю, что, разумеется, культивирует. Для человека в процессе познания естественно в какой-то мере сродняться с объектом познания, насколько это возможно, и внедрять результаты его познания в свои системы этики, аксиологии или того пуще. Исключение могли бы составить только психопаты, патологически неспособные к такому по причине крайней степени нарциссизма, свойственного им.
Вместе с тем, надо понимать, что «темные стороны бытия» все же не лед-9 (Лёд-девять — вымышленная полиморфическая модификация воды, описанная писателем Куртом Воннегутом в романе «Колыбель для кошки», более термостойкая, чем обычный лёд. Вики. Прим. res.), и от любого объекта познания можно дистанцироваться в достаточной степени. Но отпечаток он, конечно, наложит; другое дело, что сам «исследователь» этого может и не заметить.


Спасибо за уделенное время, спасибо за вашу музыку.


На здоровьице. Берегите себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий